«Важно уметь не зацикливаться на каком-то одном формате, а по-разному смотреть на один и тот же процесс»
- Вкладка 1
Международная дискуссионная школа GAIDPARK-Армения пройдет в городе Дилижан (Армения) с 23 по 31 июля 2017 года. Заявки на участие принимаются от студентов России, Армении, Грузии, Казахстана, Украины и Белоруссии. Срок подачи заявок - до 26 апреля 2017 года.
Когда-то вы пришли в летнюю школу GAIDPARK участником, а в этом году станете модератором дебатов. С позиции, так сказать, пережитого, можете сформулировать, что вам дал тот первоначальный опыт участия в дебатах и школе?
Мой первый GAIDPARK был летом 2014 года, и тогда речь шла о технологиях будущего. Обычно, когда говорят о дебатах, их воспринимают как умение выступать публично. Но, на самом деле, GAIDPARK не только про это. До школы GAIDPARK я участвовал в разных проектах, посвященным дебатам, – и в своем вузе, и не в своем, и сам проводил их какое-то время, и даже тренировал школьников. Поэтому я приехал с ощущением, что именно об этом и пойдет речь, но GAIDPARK показал мне, что я был сильно не прав. Потому что дебаты – это, конечно, способ размышлять. Размышлять вместе с теми людьми, которые находятся с тобой примерно в одной ценностной парадигме. Это сильно расширяет возможности подумать, с одной стороны, над теми вопросами, на которые ты раньше не обращал внимания, а с другой – над разными аспектами в той проблематике и в той логике, которую предлагает GAIDPARK.
Помимо обогащения новым материалом, дебаты GAIDPARK – это всегда еще и соперничество, и оно подстегивает к тому, чтобы принимать более активное участие в дискуссии, отчетливее формулировать свои мысли, больше работать командой, глубже погружаться в материал. Даже ограничение по времени подготовки, которого достаточно, чтобы погрузить в тему, но недостаточно, чтобы углубиться в детали, дает существенный навык для дальнейшей жизни. Это навык оперативной сборки нарратива, при этом не только хорошо выстроенного и аргументированного, но и «упакованного» в интересную, креативную форму. Такую форму, которая и позволит раскрыть твою позицию сущностно, и будет обладать запоминающейся метафорой. Некоторые такие креативные «фишки» дебатов, в которых я участвовал, и сейчас хорошо помню я и помнят мои коллеги. Подобный навык сборки нарратива – одна из двух самых важных составляющих, которые дают летние школы Фонда Егора Гайдара. А поскольку жизнь современного представителя гуманитарных профессий – экономиста, политолога, социолога – так или иначе состоит из постоянно сборки каких-то связных высказываний, текстов, выступлений, академических публикаций, аналитических записок – ценность приобретения такого навыка в конкурентной среде на протяжении целой недели трудно переоценить.
Вторая составляющая – это сообщество. После того, как ты попадаешь в команду таких же 20-летних людей, как ты сам, или после того, как ты становишься куратором этой команды на целую неделю, ты, конечно, обретаешь определенное identity. Оно-то и усиливает, делает специфическими связи внутри этой социальной группы. Я уже неоднократно наблюдал и с внешней и с внутренней стороны формирование своеобразных проектных команд в реальной жизни, которые вырастают из соперничества и дружбы на летних и зимних школах. За счет этих связей GAIDPARK сегодня уже больше, чем GAIDPARK. Это довольно институционализированное сообщество, идея которого работает за пределами школ, распространяется по России и даже за ее пределы. GAIDPARK в Армении – хорошее подтверждение этого тезиса. Дополнительный плюс здесь в том, что эти горизонтальные связи между людьми, которые образуются на школе, будут проходить еще и между молодежью разных стран.
Но институционализация школ проявляется еще в одном. Видно, как развивается, не стоит на месте сам формат. Неверным, пожалуй, будет сказать, что каждый следующий GAIDPARK сильнее предыдущего – но он каждый раз другой. Поэтому, кстати, есть те, кто приезжает на школы в качестве участников и по три-четыре и не жалеет об этом – ощущения каждый раз новые.
Почему сейчас решили стать модератором дебатов? Чего ждете от этого взгляда с другой стороны?
Модератор дебатов – это, конечно, новый опыт, новый challenge. Мне кажется, что я вообще прошел все роли, которые только можно было пройти – был участником, входил в инфо-команду, был судьей на дебатах, буквально сегодня вернулся с дружественной весенней школы InLiberty, где был уже в качестве тренера/куратора. Так что модерирование и курирование дебатов, поиск проблематик, которые было бы интересно обсудить, это логичный следующий этап – и этап очень важный. Потому что важно уметь не зацикливаться на каком-то одном формате, а уметь по-разному, с разных сторон смотреть на один и тот же процесс. Это всегда классно даже вне привязки к дебатам, в любой реальной работе, в любом процессе, даже если ты работаешь в крупной коммерческой компании, на госслужбе или в НКО.
Тематика школы будет сконцентрирована вокруг 25-летия распада СССР и опыта образовавшихся на постсоветском пространстве государств. Зачем нужно это обсуждать? Что это может дать людям, которые ничего этого даже не помнят, для кого это чистая история?
В целом, понятно, что сейчас страны, которые получились в результате распада Советского Союза 25 лет назад, подходят к какой-то точке, после которой повернуть назад будет нельзя. Часть уже подошла в ней, но часть все еще движется и ищет новые формы существования, эффективной организации разных сфер и привлечения человеческого капитала. Мне кажется, что поговорить о том, какой путь проделала каждая страна отдельно и все страны вместе, любопытно с точки зрения двух моментов. Первый момент – проследить траектории, где и почему оказалась каждая страна. Второй момент – проследить, как эти траектории конструируются. Возможно сделать акцент на изучение тех точек, на которые можно повлиять, чтобы страна начала развиваться в другом направлении.
Люди, которым сейчас около 20 лет, не отягощены воспоминаниями из эпохи существования Советского Союза. Это очень чувствуется, на самом деле, не только в каких-то разговорах, но и в том, как это поколение воспринимает даже то, что происходит сейчас. Им интересно обсуждать все это не с позиции, почему так произошло, а с позиции того, что мы можем сейчас сделать – это более активная позиция, которая, конечно, им более интересна, чем позиция ретроспективная.
Думали уже над конкретными вопросами, которые можно обсудить в формате дебатов? Куда бы хотелось повернуть все это?
Ну, разглашать саму тематику дебатов сейчас мне кажется немножко неправильным. Объявление непосредственно темы всегда вызывает самый большой ажиотаж и интерес не только у участников, но и у судей, у кураторов, и не стоит их этого лишать. Но, конечно, если мы будем обсуждать исходное положение стран на момент распада СССР и то, где эти страны оказались 25 лет спустя, то мы будем говорить о каких-то поворотных точках и тех моментах, в которые, возможно, можно было бы все сделать по-другому. Это очень сильно расширяет горизонты и позволяет молодому поколению понять и сформулировать собственную позицию. А второе направление таких возможных проблемных точек, о которых мы будем вести дебаты, это вопрос, почему эти страны так сильно между собой разошлись. Какие у этого есть причины, насколько эти причины естественны, где они пересекаются и как именно происходит тот поворот, после которого все идет по-другому. В любом случае, могу пообещать, что темы дебатов точно не будут скучными.