«Поднять руку и задать вопрос — это тоже своеобразный челлендж»
- Вкладка 1
Я закончил Белорусский государственный экономический университет, город Минск, специальность – политология. О школе узнал буквально случайно, то есть увидел в ленте фейсбука ссылку на мероприятие, почитал и подумал, что это очень интересный формат, и к тому же Армения как страна мне сама по себе интересна. Решил попробовать. В итоге написал эссе, отправил заявку и в конце мая, когда уже, можно сказать, стал забывать, вдруг получил положительный ответ.
Когда я приехал сюда, был очень уставший. Так получилось, что сначала я был на мероприятии в Белоруссии, потом буквально полтора дня дома – и в аэропорт. И в первый день было немножко непонятно и неуютно – очень много людей из Казахстана, из Армении, все общаются на каких-то своих языках. Но постепенно стал вникать, познакомился со своей командой, и вот сейчас, наверное, даже больше общаюсь с армянами, чем с русскими и украинцами, – они оказались очень дружелюбными, общительными, с ними очень приятно, и много узнаешь о стране.
Тема школы – 25 лет после распада СССР – на самом деле, очень актуальная, и я бы не сказал, что она интересна исключительно мне. Я думаю, тут собрались люди, у которых есть своя мотивация, почему они заинтересовались данной тематикой и почему приехали именно сюда. Для меня, наверное, эта школа интересна тем, что, по сути, мы ровесники с моей страной. То есть буквально 27 июля – неофициальный день независимости, когда была принята декларация о суверенитете БССР. Этот праздник у нас никак не празднуется, но, тем не менее, о нем помнят. Сейчас мне 26, и моей стране тоже исполняется 26 лет.
Я не очень хорошо помню именно 90-е, но большинство событий, о которых говорят здесь, мне запомнились либо из разговоров в семье, либо из новостных сводок. Потому что склонность к политической науке у меня появилась достаточно рано – доставал родителей разными вопросами, что такое правительство, что такое парламент, как это все вообще влияет на нашу жизнь. Наверное, мне это интересно именно поэтому, что, с одной стороны, это период, который проходил параллельно с моим детством и юностью, а с другой стороны, это сложное и непростое время, которое интересно обсудить.
Из этой школы я, прежде всего, вынесу пару личных выводов касательно навыков работы в команде, потому что сейчас мне очень нравится, как у нас все в нашей команде устроено, как мы поддерживаем друг друга. А на лекциях я стараюсь, на самом деле, максимально получить информацию, задать как можно больше вопросов, если в каких-то аспектах тема не раскрыта, или что-то непонятно, или вопрос не по теме, но кажется, что эксперт может на него ответить. А еще, наверное, я вынесу для себя то, что касается моей личной мотивации. Для меня в последнее время актуален вопрос жизненного позиционирования и понимания, кто я — политолог и кто-нибудь еще. Потому что Беларусь последние два года переживала такую рецессию, что я был вынужден пойти работать в коммерческие структуры, то есть отложить мысли о магистратуре и продолжении обучения, по крайней мере, на политолога. На этой школе я во всяком случае понял, что политическая наука — это мое, что в странах СНГ политическая наука есть, и тут такие замечательные эксперты, которые говорят о достаточно острых вопросах, делают достаточно смелые выводы. Я уже практически уверен, что это станет драйвером для моего профессионального развития, для поступления в магистратуру, для дальнейшего роста именно как политолога.
У нас в команде участники не просто из разных стран, а получается, что нет разве что представителей из Грузии и Казахстана, то есть я – белорус, девочка – украинка, наши армянские друзья и, соответственно, много русских. И сложилась замечательная, очень дружелюбная и очень поддерживающая команда. Буквально вчера я был в авангарде, то есть первой пятерке, которая представляет позицию команды на дебатах. Я немножко интроверт, то есть мне сложно находиться на публике, тем более когда это дебаты, когда ты не просто говоришь какую-то заранее подготовленную речь, а должен участвовать в дискуссии и, по сути, все заготовки могут стать бесполезными, потому что у команды противников может оказаться совсем не та позиция, которую ты ожидал. Когда ты стоишь перед аудиторией и видишь свою команду, которая тебе машет, показывает большие пальцы, что все будет хорошо, это очень приятно. И когда независимо от того, как ты выступил, и, кажется, и это сделал не так, и тут важное не сказал, и там пропустил, ты приходишь в команду, а в тебя не плюют, а наоборот – обнимают, это очень ценный опыт.
У меня, возможно, немножко идеалистический взгляд на мир в плане того, что я всегда ожидаю, что если люди имеют хорошее гуманитарное образование и интересуются актуальными проблемами, то и в психологическом, и в моральном плане они будут хорошими людьми. И честно скажу, что в участниках Гайдпарка я ни разу не разочаровался. Они мое такое очень идеалистическое предположение только подтвердили.
Для меня школа – это челлендж. Интровертом в современном мире быть сложно, поэтому я стараюсь бороться с собой. Даже больше скажу, я еще и летать немножко боюсь, то есть тут во многом челлендж. Но, на самом деле, страху нужно смотреть в глаза. Поднять руку и задать вопрос — это тоже своеобразный челлендж. Ну вот не люблю я жить просто. Быть политологом в Белоруссии, кстати, тоже тот еще челлендж, но мы легких путей не ищем.