«Дебаты – это умение посмотреть на себя и свои взгляды со стороны»
- Вкладка 1
Наверное, главный плюс моего пребывания как куратора в школе GAIDPARK в Дилижане в том, что я получаю тот опыт, который вряд ли бы получил в Москве, Амстердаме или даже Нью-Йорке. Здесь мы общаемся не только с ребятами из Москвы или российских регионов, что происходит и при нашей работе в вузах, но и с ребятами из Армении, Казахстана, других республик СНГ, которые оказались в силу понятных политических причин иногда даже более изолированными от нас, чем наши американские и европейские коллеги или студенты. Поскольку я сам родился и вырос в Украине, учился там в школе и через десять дней поеду туда снова и увижу своих старых друзей, для меня такое двойное измерение – не только российское и глобальное, но еще и связанное с теми странами, которые будут и останутся нашими соседями, как бы ни складывались отношения, – очень важно.
Что еще важно здесь – в процессе подготовки к дебатам и мы, и ребята погружаемся в те важные политические, экономические, культурные темы и проблемы, о которых еще два-три дня назад имели довольно отдаленное представление. Что я как историк, или армянская девушка-журналист, или мальчик-экономист из Казахстана знали о системе военного призыва, прописке, регистрации? Но за час интенсивного погружения в тему мы узнаем об этом столько, что, как я сказал вчера вечером ребятам после всех наших дебатов, уже завтра можем прочесть лекцию для первокурсников – выйти и дать новую информацию, обогащенную опытом других стран. Каждый раз, когда мы готовимся к дебатам, возникает вопрос: а как у вас? А как у других? И вот этот перекрестный обмен оказывается очень важным, мы получаем ту дискуссию, ту информацию и то общение, которых мы никогда бы не получили, если бы просто приехали послушать лекторов, немножко позадавать им вопросы, попить кофе, походить по окрестностям.
Я первый раз в этой дискуссионной школе, и я, можно сказать, такой же ученик, как и те студенты, с которыми я работаю. Тут, может быть, даже не срабатывает то самое правило, что лектор должен на двадцать страниц учебника опережать своих студентов. Иногда я, как и они, готовясь к дебатам, открываю какой-то важный сайт или журнальную статью, например, об отношениях Украины и НАТО в 90-е годы, и это новое знание оказывается очень обогащающим и очень важным. К тому же дебаты — это и умение структурировать ту информацию, которую ты получаешь, преподносить ее в убедительном и логически связанном виде, и умение посмотреть на себя и свои взгляды со стороны.
Я знал, что еду на программу Фонда Егора Гайдара и с удивлением, а, можно сказать, и с интересом и радостью узнал, что у меня в группе есть несколько студентов, придерживающихся коммунистических взглядов. Они не скрывают своих убеждений, но они приехали сюда не случайно, им важно услышать других, услышать их аргументы или вовремя перестроиться. Когда мы кидаем на спорах монетку – орел или решка, иногда приходится защищать ту позицию, с которой еще пять минут назад ты был совсем не согласен. И вот это умение перестроиться, можно сказать, вжиться в другую шкуру, но не актерствовать, то есть не просто опыт демагогии, а опыт воспроизведения аргументов другой стороны, опыт диалога, умение слушать мне кажутся очень важным – и внутри политических дискуссий между либералами, левыми, правыми и так далее, и между людьми из стран, иногда даже находящихся в конфликте друг с другом в конфликте. То есть проблемы это не снимает, конфликты остаются, как остаются политические и идеологические расхождения между разными лагерями, но очень важно уметь понимать аргументы другой стороны. Мне кажется, школа и наши дебаты эту задачу выполняют, а мы, как можем, помогаем и себе, и ребятам понять это и с этим справиться.