Что такое нация, и как она связана с демократией?
- Вкладка 1
Понятие «нация» чрезвычайно многозначно, и оно менялось исторически. Впервые понятие «нация» появилось в Риме и обозначало племена. Потом появилось нация как этническая общность, что отражено хотя бы в названии Священной римской империи германской нации. Нация в нем понимается в этническом плане, и в Средние века этот признак был доминирующий, а в России до сих пор остается таковым. И, наконец, после Великой французской революции появилось гражданское понятие нации – нация как согражданство, нация как отражение идеи народного суверенитета или того, что потом Карл Дойч сформулировал как «общество, овладевшее государством и сделавшее его орудием реализации своих общественных и в этом смысле национальных интересов».
Политико-правовая сторона нации как согражданства достаточно ясна, и те индексы, которые используют обычно для анализа уровня демократичности, при всем их несовершенстве, так или иначе отражают степень зрелости гражданской нации в политико-правовом отношении. Но вся сложность в том, что нация – это не только политико-правовой институт, это еще и социокультурное сообщество. Зачинатель всей теории нации Эрнест Ренан в 1882 году в своей знаменитой лекции сформулировал понятие нации как духовной солидарности. Именно поэтому, говорил он, Швейцария с ее четырьмя языками является нацией и обладает высочайшим признаком духовной солидарности, в то время как Великое герцогство Тосканское с его культурной однородностью нацией не является – ни в гражданском смысле, ни с точки зрения культурного единства.
Далее в 1970 году Данкварт Растоу, до сих пор не очень известный и мало включенный в различного рода политологические дебаты автор, сформулировал, на мой взгляд, выдающуюся аксиому о том, что единственным условием и предпосылкой, без которой демократия не может развиваться, является национальная консолидация. При этом он понимал под ней не какие-то мистические кровь и почву, а сугубо рациональные вещи, связанные с самосознанием, при котором народ и общество сознает свое место по отношению к власти и государству. Он также говорил, что народ может решать политические вопросы, то есть заниматься народовластием, если сначала определится, кто такой народ, кто мы по отношению к власти, кто мы территориально, кого мы в себя включаем и так далее.
Наконец, последний автор, которого я очень рекомендую, это Пол Кольер, выдающийся экономист и государствовед, который сформулировал мысль о связи нации с доверием, с горизонтальным гражданским доверием. Сегодня идея доверия чрезвычайно эффективно используется и в экономике, и в политологии, отражая важнейшие процессы, которые происходят или не происходят в современном мире. Пол Кольер напомнил, что в триаде свобода-равенство-братство есть вот этот третий уровень «братство». И если по отношению к свободе и равенству все понимают, что это такое, то именно братство является важнейшим связующим звеном между этими двумя элементами. «Французские революционеры, – пишет он, – возвестившие наступление современности, увязывали братство со свободой и равенством». Братство – это то чувство, которое способно примирить наше свободу с всеобщим равенством.
Фрагмент лекции, прочианной на второй Международной дискуссионной школе GAIDPARK-Армения 2018.