Как социальные сети меняют наши представления о памяти и забвении?
- Вкладка 1
Несомненно, то, что мы тщательно документируем каждый свой шаг в социальных сетях, абсолютно меняет наши отношения с культурными артефактами. Потому что, например, селфи или те фотографии, которые мы делаем, очень сильно отличаются по своему функционалу от фотографий в доцифровую эпоху. Тогда снимки печатались на бумаге, хранились в альбомах, извлекались на божий свет по каким-то важным памятным датам, показывались далеко не всем — и на самом деле хранились. У меня до сих пор хранятся негативы фотографий 1943 или 1955 года, которые в принципе, выполнив несколько действий, можно распечатать и получить в результате фотографии бумажные. И это было сделано специально на тот случай, если бумажные фотографии пропадут, выцветут, с ними что-то случится — они же очень хрупкие. То есть негативы, хотя они сами тоже хрупкие, помогают эту память сохранять, и это такой невероятный немузеифицированный, очень живой артефакт.
В то же самое время цифровые фотографии совершенно по-другому относятся к ценности архивации. Потому что вы делаете двадцать пять кадров, сохраняете один, выкладываете в инстаграм, на каждом устройстве есть специальная папка под инстаграм-фотографии, вы удаляете фотографию из общей папки с фотографиями, оставляете только в папке инстаграма, потом забываете пароль от инстаграма, перестаете им пользоваться – и все пропадает. И, с одной стороны, ценность цифровых фотографий очень велика, потому что это интернет, он всегда с вами, а с другой стороны, поскольку всех этих артефактов и объектов очень много, создается ощущение, что их очень легко создать и что они очень легко сохраняются. В том числе потому, конечно, что существует вера в облачное хранилище и в то, что оно будет жить и переживет нас всех, потому что оно очень функционально и хорошо настроено.
Поэтому мне кажется, что Ars Oblivionalis, искусство забвения, о котором писал в том числе еще Умберто Эко, это важный элемент культуры. Но забвения не бывает без памяти. Не стоит думать, что с переходом в цифру и с некоторым предпочтением — по крайней мере, сейчас — цифровой архивации мы действительно окажемся в ситуации полного забвения. Нам просто придется перестраивать механизмы отношения к памяти в связи с тем, что у нас появился новый доступный, масштабный и очень мощный технический инструмент. Вопрос в том, — и это, кстати, вопрос к социологам — насколько эти технические изменения меняют фундаментальные практики памяти или когнитивные механизмы припоминания. Конечно, все это нужно смотреть в лонгитюдном исследовании, которое сейчас проводить достаточно сложно в том числе потому, что механизмы хранения данных очень сильно меняются. Если мы сравним то, что происходило в начале 90-х в этой области, с тем, что происходит сейчас, это будет не очень релевантное и не очень адекватное сравнение. И мне кажется, что в какой-то момент появится довольно много исследований — они уже появляются, — которые будут говорить о репрезентации культурной памяти в текстах, имея в виду прежде всего большие выборки по социальным сетям, блогам, онлайн-СМИ. Это, на самом деле, хороший вопрос.