«Надеюсь, мы придумаем какие-то методы, чтобы за цифрами было видно то, о чем реально думают люди»
- Вкладка 1
Я учусь в магистратуре «Сравнительные социальные исследования» Высшей школы экономики по программе двойного диплома. В следующем семестре с октября уеду учиться в Берлин. На эту программу я поступала, скорее, от противного – не хотела ни в одну из других четырех возможных, которые есть в Вышке, но хотела продолжить учиться именно там. А кроме того, я подумала, что раз магистратура на английском, то это неплохая возможность для меня подтянуть язык. О возможности поучиться в Берлине и получить двойной диплом я знала заранее: у меня закончила эту программу подружка, и она меня агитировала туда поступать, говорила: «Так классно, так классно!» Собственно, весь этот год я училась с мыслью, что так классно – на следующий год поеду учиться в Берлин, получу какой-то новый опыт, новые знакомства.
Помимо учебы, я работаю в научной лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ. Мы проводим исследования базовых человеческих ценностей и по их результатам публикуем статьи. Когда ты учишься в университете, обычно тебе дают какие-то простецкие кейсы, где все всегда работает, все модели легко строятся и так далее. Ты не выходишь в реальный мир, в котором тебе предстоит работать в будущем. И я подумала, что было бы интересно, пока я еще учусь в университете, попробовать себя, применить свои знания на реальных кейсах в своей области. Самому продумывать дизайн исследования, выдвигать гипотезы, выбирать, на какие теории опереться. Сейчас, например, мы с моим научным руководителем делаем проект, посвященный исследованию базовой ценностной системы человека и тому, насколько ее сложность и развитость зависят от индивидуальных характеристик, таких как социально-экономический статус человека, от характеристик страны проживания, например, уровня ее развития, и тому подобного. И на фоне этой работы у меня действительно появилось больше опыта и осталось меньше страха перед выходом в реальный мир.
Параллельно с изучением ценностей я занимаюсь методологией сбора данных, и чем больше я погружаюсь в тематику, тем больше понимаю, что этим данным не всегда можно доверять. Со всеми методами сбора данных, с тем, как люди отвечают на вопросы, есть огромные проблемы. Есть очень большие смещения в смыслах в зависимости, например, от формулировки вопроса. И если ты сформулировал, грубо говоря, как-то не так, то ты не получишь наиболее чистых данных. На самом деле ситуация может быть совершенно не такой, какой ее описывают ученые, основываясь на каких-то вторичных базах данных, потому что они просто не задумываются о том, что заключено в самих этих цифрах. Поэтому, говоря о будущем профессии социолога, надеюсь, что мы придумаем какие-нибудь улучшения методов сбора данных, чтобы качественнее и правдоподобнее описывать реальность и чтобы за цифрами было видно то, о чем реально думают люди.
Цифровая среда, как минимум, очень сильно упрощает сбор данных. Мне кажется, что сейчас очень большое количество опросов происходит именно в среде интернет. Потому что, во-первых, это доступ к большей аудитории, и, во-вторых, это позволяет проводить опросы на сензитивные темы, потому что так люди честнее и свободнее отвечают на неприятные, и, возможно, социально не одобряемые темы, чем если бы они отвечали какому-то конкретному человеку, сидящему перед ними. В первую очередь это, конечно, связано с анонимностью. Вообще каждый опрос начинается – по крайней мере должен начинаться – с того, что исследователь гарантирует конфиденциальность предоставляемой информации, что это все будет использовано в обобщенном виде, без каких-либо имен, контактов, персональных данных и тому подобного. А кроме того, когда ты даешь ответы машине, машина не может выносить моральные суждения. Во всяком случае – пока. Она выступает исключительно как инструмент.
Если честно, я такими мероприятиями, как Гайдпарк, вообще никогда не интересовалась. Но меня на протяжении целого месяца агитировал друг, говорил: «Алиса, давай! Это вообще супершкола, я езжу туда много лет. Поехали!» Когда я увидела тему – интернет, я подумала: о, прикольно. В этом году в магистратуре у меня был курс дебатов на английском языке, и огромное количество времени мы посвящали вопросам технологий, именно интернету, как это влияет на ценности людей, на те же самые персональные данные, на вот это все. Я даже никогда не задумывалась о таких вещах. И очень круто, что у меня был такой опыт – задуматься о том, в каком мире мы сейчас реально живем. Потому что обычный человек просто живет как есть, а здесь реально можно как-то критически посмотреть на мир.
От этой школы я жду какого-то развития моего критического мышления. Это, конечно, очень обобщенно, но важно как-то более критически смотреть на вещи именно в сфере цифровой среды. Хочу послушать лекции и, конечно, продолжить учиться дебатам, потому что у меня дикий страх сцены, я очень не люблю общаться с незнакомыми людьми, тем более перед ними выступать. И хотя я одиннадцать лет училась в музыкальной школе, постоянно выступала на концертах, у меня этот страх не прошел. Поэтому я подумала, что это будет отличным способом научиться логически излагать свои мысли, формулировать аргументы и выступать, защищая позицию. И, конечно, школа – это люди, люди, люди. Кто-то из членов моей команды сказал в первый день, что это развитие горизонтальных социальных связей. А это очень важный вопрос для меня.