- Вкладка 1
Жизнь на экране компьютера
Screenlife (буквально — экранная жизнь) был придуман в кинокомпании Bazelevs Тимура Бекмамбетова, там же были сняты первые образцы проектов в этом формате. Сам режиссер уверен, что за киноязыком screenlife — или, по крайней мере, за какими-то его элементами — будущее. В качестве доказательства он обычно приводит такой пример: в традиционном кино ограбление банка выглядит так — врываются преступники в масках и, целясь пистолетами в сотрудников, кричат: «Руки вверх! Это ограбление!» На дворе 2019-й год и мы знаем, что на самом деле это выглядит так: перед экраном компьютера сидит хакер и что-то долго печатает — и в какой-то момент деньги переходят к нему на счет, и все. Но как показать это в кино?
Анастасия Чуковская и Мария Затуловская рассказывают о возникновении идеи screenlife. Продюсер Ольга Харина, обсуждая с Тимуром Бекмамбетовым по скайпу постер для нового фильма, расшарила свой экран. Так Бекмамбетов мог прокомментировать каждый элемент этого постера. Разговор затянулся — и режиссер стал нечаянным свидетелем очень личной жизни своего сотрудника — он видел, как Ольге приходят сообщения, она жаловалась друзьям, что шеф ее задерживает и она не присоединится к ним на ужин, потом начала искать, где бы заказать еду на дом — и все это пока она говорила по работе по скайпу. Режиссер Тимур Бекмамбетов не мог оторваться от этого — стало понятно, что с приходом цифры все самое важное и интересное начало происходить на экранах компьютеров и мобильных. На экране происходят поворотные моменты нашей жизни, тут принимаются важнейшие решения — а это значит, что если мы хотим рассказать про человека здесь и сейчас, нам надо показать зрителю его экран.
На этом и основан формат screenlife — действие фильма разворачивается на дескотопе компьютера или внутри мобильного телефона. Человек открывает разные окна, пишет поисковые запросы, отвечает на всплывающие в мессенджере сообщения, созванивается с начальником — и это все складывается в определенный сюжет, за которым и наблюдает зритель. Что важно, наблюдать придется пристально — screenlife не получится смотреть параллельно с приготовлением ужина или глажкой белья. Это кино вовлекает зрителя максимально.
Хоррор, триллер, детектив
Первым фильмом, снятым в формате screenlife, стал фильм «Убрать из друзей» (Unfriended) о подростках, к которым приходит призрак девочки-самоубийцы, он жаждет мести — это первое полнометражное кино на тему кибербуллинга среди детей. За ним последовали фильмы «Поиск» (Searching) об отце, который ищет свою исчезнувшую дочь и попутно узнает о ее жизни, и «Профайл» (Profile) о журналистке, которая пытается завербоваться в запрещенную организацию для того, чтобы понять, как она устроена. Действие всех трех фильмов происходит исключительно на экране монитора, и в них создатели опробовали такие жанры, как хоррор, детектив и триллер, которые предполагают саспенс и создание напряженного ожидания у зрителя, то есть используют зрительскую вовлеченность по полной.
Фильм «Поиск» был показан в январе 2018 года на фестивале «Санденс», после чего собрал в прокате 75 миллионов долларов, а также множество восторженных зрительских откликов. Но пока что традиционные кинокомпании не стремятся согласиться с тем, что такой формат способен стать мейнстримом, и не делают ставку на него. Вплоть до курьезов. После премьеры фильма «Профайл» в Берлине Тимуру Бекмамбетову позвонил один американский продюсер с предложением купить права и сделать ремейк — но только в традиционном формате. Вопрос, как именно это может выглядеть, остается открытым. Очевидно, традиционное кино может показать экран компьютера, снятый через плечо девушки, а при необходимости вывести переписку рядом. Но все равно это лишь небольшое внешнее проявление огромной жизни, скрытой внутри.
Волшебная кнопка
На самом деле, снять фильм в формате screenlife может кто угодно. Кинокомпания Bazelevs разработала множество инструментов как для профессионалов, так и для обычных пользователей. Среди них есть специальное расширение, которое можно установить в браузер Google Chrome — этой кнопкой можно записать интерактивное видео. Все, что вы захватите в своем браузере, будет кликабельным. Это может пригодиться, если надо снять видеоинструкцию для мамы, как купить билеты на сайте РЖД, так и на случай собственного блога или небольшого фильма. Хотя если речь идет о кино, то написать сценарий для screenlife сложнее, чем для традиционного кино. Продюсеры Bazelevs уже давно мечтают о том, чтобы появилась новая специальность — продакшн дизайн фильмов screenlife. По тому, какой у нас рабочий стол и как все организовано внутри наших телефонов и компьютеров, можно много сказать о нашем характере и о характере персонажа.
Отдельный вопрос — права на показ интерфейсов разных программ и приложений и их работы в интернете. С юридической точки зрения, интернет приравнен к окружающему миру: на его показ не нужны отдельные права, если он используется так же, как в обычной жизни. Как и в случае с традиционным кино, тут может быть место для product placement, то есть разработчики разных приложений могут заплатить за их рекламу в screenlife-фильме. Но здесь возникает ограничение уже другого рода — если это приложение не будет узнаваемым для широкой аудитории, зритель может не понять, как оно работает и что именно происходит сейчас на экране. А всеми узнаваемые Google или Skype в такой рекламе уже не нуждаются.
Единственная базовая трудность, которая довольно сильно влияет на эту узнаваемость, — это вечный выбор, знакомый каждому пользователю: так все-таки мы весь фильм показываем на iOS или Windows? В США Mac распространен гораздо больше, чем в России, где компьютерами Apple, на самом деле, пользуется очень маленький процент населения. После же того, как решен этот непростой вопрос и выбрана система для съемки screenlife, в силу вступает другой фактор. По опыту Анастасии Чуковской, вполне может получиться так, что в момент, когда художник уже отрисует 300 экранов, тот же Facebook возьмет и сменит дизайн интерфейса или iPhone выпустит новые обновления. В итоге зрителя, который к моменту выхода фильма присмотрится к новому дизайну, может не покидать ощущение, что что-то с этим интерфейсом не так, а сами screenlife-фильмы вполне могут превратиться в музей интернета.
Вертикальное кино
Начало экспериментам с вертикальными съемками было положено давно — по крайней мере, первый вертикальный веб-сериал уже существует. Есть исследования, которые показывают, что большинство людей не готовы переворачивать мобильный телефон, если им показывают горизонтальный фильм. Это попросту неудобно, они хотят держать телефон привычным образом. А это значит, что вертикальному кино все-таки быть. Кинематографистом привычнее снимать кино для показа в кинотеатрах. Вплоть до того, что, закладывая в основу своих screenlife-фильмов экран телефона, даже сама кинокомпаия Bazelevs по-прежнему выбирает горизонтальное кадрирование, приближая значимую область экрана таким образом, чтобы она заполняла традиционный формат 16:9.
В этот момент все начинают спорить о том, не значит ли вертикальное кино смерть кино традиционного. Хотя если вспомнить историю, такие опасения в принципе возникают всякий раз, как у кинотеатров появляются конкурентные форматы. Сначала это была видеокассета, которая теоретически позволяла людям смотреть кино, не выходя из дома, затем это стал интернет, в котором возможно найти практически любой фильм сразу же после выхода. К тому же, например, сегодня многие блоггеры готовы предложить контент не только не менее качественным, чем традиционные кинокомпании, но зачастую и не менее интересный. Значит ли это, что традиционное кино умрет? Нет. А вот что может претерпеть изменения традиционная прокатная логика — это вполне возможно. Интернет занял такую огромную часть жизни, что если уж в нем теперь происходит все самое интересное, то и премьера фильма тоже может произойти.