10 признаков фейковой новости: что надо знать, чтобы не быть обманутым
- Вкладка 1
Фейковой новостью называется ложная в своей основе информация, которая по каким-то причинам передается от человека к человеку. Этот термин возник в среде журналистов и политологов, однако само явление выходит далеко за пределы их профессиональной области. Например, историки называют фейковые новости слухами, а антропологи – городскими легендами, но суть явления та же. А первая фейковая новость появилась более ста лет назад, в разгар Первой мировой войны, когда воюющим сторонам потребовало повысить боевой дух своих солдат.
1. Фейковая новость – это вирус
О том, что существуют тексты, заражающие людей, еще в 1908 году писал российский психиатр Владимир Бехтерев. В 1980-х годов эта идея была положена в основу меметического подхода к изучению бытования фольклорных текстов. Этот подход предполагает, что надо изучать не сами тексты, а поведение людей, их распространяющих. В случае с фейковыми новостями это означает, что надо искать ответ на вопрос, почему одни люди ментально заражаются ими и начинают распространять их, а другие – нет.
2. Фейковые новости распространяются быстрее правдивых
В 2018 году ученые Лаборатории социальных машин MITопубликовали статью в журнале «Science» о том, как распространяют фейковые новости. Основой для исследования послужили наблюдения на протяжении одиннадцати лет за популярными публикациями новостей в твиттере. Отслеживая цепочки ретвитов, содержащих правдивые и фейковые новости, ученые пришли к неутешительному выводу о том, что у фейковой новости шанс быть перепощенной на 70% выше, чем у правдивой, и фейковые новости распространяются гораздо быстрее.
3. Фейковые новости появляются с определенностью периодичностью
На самом деле, фейковые новости в том или ином виде существовали всегда. Но ученые из Лаборатории социальных машин MITдоказали, что по крайней мере в последние одиннадцать лет их количество постоянно возрастает. В свою очередь, политологи Джозеф Усчински и Джозеф Парет просмотрели письма читателей в газету «Нью-Йорк Таймс» за пятьдесят лет и выяснили, что вспышки фейковых новостей имеют некоторую периодичность, и она, скорее всего, связана с переменами и моментами возникновения нового типа медиа.
4. В основе фейковой новости – наши главные страхи
Фейковые новости действительно питаются нашими страхами, причем страхи могут быть как базовыми, так и актуальными конкретно сейчас. И лучше всего фейковая новость распространяется в ситуации угрозы, когда члены сообщества хотят предупредить других его членов о грозящей опасности. Кроме того, доказано, что лучше всего фейковые новости распространяются в сообществах с сильными так называемыми слабыми связями, где мало доверия официальным институтам и много доверия лично знакомым и своему сообществу.
5. Фейковые новости используют «вечные» темы и устойчивые сюжеты
Типичные фейковые новости касаются двух вещей – политики и повседневной жизни. Но и в том, и в другом случае в основе их лежат устойчивые сюжеты, зачастую носящие наднациональный характер. Так, одно время в Москве была распространены легенды о гигантских крысах, обитающих в метро, а в Нью-Йорке ходили слухи о крокодилах в подземке. Сюжеты фейковых новостей легко пересказываются и обкатаны многократными повторениями, из них выкинуты все лишние детали, и их элементы работают исключительно на то, чтобы произвести нужное впечатление.
6. Лучше всего распространяются фейковые новости, вызывающие отрицательные эмоции
Крис Белл, Чип Хит и Эмили Стенберг, когнитивные психологи из Гарварда, провели эксперимент, который подтвердил существование теории отрицательного эмоционального отбора. Разделив испытуемых на группы, они вбрасывали фейковую новость о том, что в «Кока-коле» можно обнаружить крысиный хвост. На самом деле, подобный страх появился одновременно с началом массового приготовления еды, вынесенного за поле зрения человека. Мы не видим, как готовится еда, и это порождает опасения. Результатом эксперимента стало понимание, что фейковые новости возникает не просто на почве какого-либо страха, они сами распространяют эмоции. И чем более отрицательные эмоции вызывает фейковая новость, тем лучше она расходится. К такому же выводу независимо от когнитивных психологов из Гарварда пришли и ученые из MIT.
7. Фейковая новость часто базируется на личном опыте знакомых знакомых
Эту особенность устройства фейковых новостей заметили уже антропологи, изучающие бытование городских легенд на практике. Чтобы новость выглядела максимально достоверно и лучше всего распространялась, в ней должна содержаться отсылка на свидетельство члена сообщества. Это может быть знакомый друга или родственник коллеги, но это должна быть его личная история, а сам он должен находиться на расстоянии двух рукопожатий. Люди верят не столько самой новости, сколько источнику, из которого она поступает.
8. Фейковая новость любит ссылаться на официальную информацию
Фейковые новости любят ссылаться на «британских ученых», то есть апеллировать к голосу науки, и псевдоофициальные документы, которые случайно попали в руки. Отдельные удачные фабрикаты, то есть несуществующие артефакты, даже могут выглядеть как утечка из официального источника на официальном бланке. Причем изготовитель этой новости может поступить таким образом не из злого умысла, а исключительно для того, чтобы распространить важную информацию (чаще всего об угрозе) как можно шире.
9. Уровень образования не влияет на распространение фейковых новостей
Более того, более высокий уровень образования может быть катализатором распространения фейковых новостей. К такому выводу пришел Институт слухов и легенд, который в 1990-х годов провел эксперимент в небольшом французском городке. Его сотрудники распространили по почтовым ящикам так называемые «вильжуивские листовки», где говорилось о том, что в самых обычных продуктах питания могут содержаться канцерогены и на их наличие указывает штрихкод. По итогам опроса жителей городка спустя две недели выяснилось, что на распространение не влияют ни гендер, ни возраст, но активнее всего распространяли новость представители самого образованного социального слоя в городке – учителя и врачи.
10. Чаще всего распространяют фейковые новости люди с запросом на уникальность
Запрос на уникальность означает желание человека быть в чем-то уникальным, однако желание нереализованное. В 2018 году социальные психологи Роланд Имхов и Пиа Каролайн Лэмберти провели эксперимент с участием почти шестисот человека и показали, что чаще всего слухи распространяют люди, которые таким образом заполняют лакуну своей нереализованной уникальности. При этом когда условия эксперимента были изменены и людям объяснили, что какие-то слухи могут оказаться неправдой, то люди с запросом на уникальность начали распространять услышанное еще сильнее. Если новость окажется фейковой, то их потери будут небольшими, зато если она окажется правдой, то они станут ньюсмейкерами часа.
Можно ли запретить распространение фейковых новостей законом? Закон принять, конечно, можно, но едва ли это будет эффективным решением. Потому что создатели такого закона исходят из предположения, что есть люди, которые специально создают фейковые новости, а другие послушно их передают. Проблема же не в том, кто запустил фейковую новость, а в том, почему люди поверили этой истории.
Лекция прочитана 10 июля 2019 года в рамках Международной дискуссионной школы GAIDPARK-2019.